Версия для PDA

Поиск
Новые статьи
Реклама



Главная ::: Пасека ::: Весна-лето пасеки ::: Чтобы семьи пчел лучше росли



Добавить статью.


! Если Вы заметили ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter для отправки администратору.



Чтобы семьи пчел лучше росли

Версия для печати Сохранить в формате PDF Сохранить в формате RTF Сохранить в формате HTML Отправить статью по электронной почте


Расширение гнезд растущих семей. С приходом весны буквально на глазах растет, крепнет и усиливается пчелиная семья. В теплые солнечные полуденные часы все чаще выходят на облет молодые пчелы. Они запоминают место своего жительства, знакомятся с окрестностью, готовятся стать сборщицами. Пчелы обладают способностью прочно, на всю жизнь запоминать выделяющиеся предметы — ориентиры, по которым они безошибочно будут находить свои жилища. Маленькие летки становятся для них уже тесными. Чтобы пчелы не мешали друг другу, летки приходится расширять. В многокорпусном улье, в частности, летковый вкладыш поворачивают на большее отверстие. Для нормальной семьи в дадановском улье леток открывают до 15 см.

Обильное питание свежим медом и пергой благоприятно действует на выделение у пчел воска. В эту пору строительницы, как настоящие мастеровые, выравнивают стенки ячеек, ремонтируют поврежденные участки сотов, заделывают неровности, обновляют гнезда, возводят новые соты. К тому же матки весной стремятся класть яйца не в старые — темные, а в новые — светлые ячейки.

Чтобы спровоцировать пчел на постройку сотов, искусственно создают свободное пространство значительно шире проходов-улочек, иначе говоря, «разрывают» гнездо, отодвигая одну часть от другой. По таким широким улочкам пчелам неудобно передвигаться и переходить с сота на сот. К тому же они не переносят такого нарушения всегда целостной, единой расплодной зоны. Эту пустоту ликвидируют пчелы-мастеровые. Они тут же начнут восстанавливать естественную монолитность расплодного гнезда. За очень короткий срок, за сутки-двое, в этом разрыве вырастет новый белоснежный кружевной сот.

Чтобы воспользоваться этой биологической особенностью и ускорить процесс сотостроительства, пчелам дают рамку с вощиной. Ее ставят в гнездо как раз между расплодными сотами. Здесь держатся сильные, энергичные молодые пчелы — самые искусные мастеровые, восковые железы которых интенсивно выделяют воск. Буквально за несколько часов вырастают тысячи ячеек и сот бывает готов. Пчелы одновременно застраивают ячейками обе стороны вощины. Матка тут же заполняет сот яйцами, порой не дожидаясь окончательной отделки сота.

Во время цветения ранних весенних медоносов (ивовых и кленов) пчелам можно давать по два-три листа вощины. В период наибольшего восковыделения сильным семьям можно одновременно поставить по 3—4, а в ульи новейших конструкций — по 5—6 рамок с вощиной. За 5—7 дней пчелы соорудят отличные соты. В течение сезона пчелиная семья может отстроить 8—10, а в многокорпусном улье — до 20 сотов.

Перемена корпусов. В весеннее время матка кладет яйца в самой теплой части гнезда: вверху, если пчелы живут в многокорпусном улье, или в середине — в лежаке и дадановском улье. Из верхнего отделения в нижнее, где холоднее, она спускается неохотно, все время стараясь вернуться назад. Плохо осваивает она и боковые соты в горизонтальном улье.

Чтобы матка могла положить больше яиц, в лежаке и дадановском улье к расплодным сотам или между ними ставят рамки с вощиной. В многокорпусном улье изменяют положение этажей — меняют местами корпуса. Стамеской сзади отделяют верхний корпус от нижнего, приподнимают его настолько, чтобы увидеть низ сотов. Дымом отгоняют пчел. Снизу виднее, отстроила семья вощину или еще нет, тесно или просторно ей, много ли расплода, не готовится ли к роению.

Если на большинстве сотов виден расплод, то это указывает на то, что свободных ячеек матке уже недостаточно, а она ведь, как известно, любит простор не меньше, если не больше, чем пчелы. Этот корпус опускают на дно, а на его место приподнимают нижний. В нем рамки бывают свободны от меда и расплода.

Корпуса меняют местами так. Снимают крышу, кладут ее сзади улья кровлей вниз. На нее поперек ставят чистое запасное дно. Между корпусами вводят стамеску, нажимают на нее, как на рычаг. В образующуюся щель пускают 2—3 струи дыма, чтобы отогнать пчел от места разрыва. Верхний корпус приподнимают и ставят на приготовленное дно. Потом нижний корпус вместе с дном относят в сторону. На подставку устанавливают корпус с чистым дном. На него, успокаивая пчел дымом, переносят корпус, который раньше был внизу. Гнездо накрывают потолком и крышей. В леток вставляют ограничительный вкладыш. На эту операцию опытному пчеловоду надо всего 2—3 мин. Удобнее выполнять работу вдвоем.

Матка, поднявшись вверх, получает свободные соты, которые она будет заполнять почти две недели. Никакая разборка гнезда в это время не нужна. Пчелы, восстанавливая привычный для них порядок, переносят мед снизу вверх, где он и должен быть, усиленно питаются, кормилицы выделяют много молочка, матка с большой охотой осваивает свободные соты. Семья становится очень активной.

Гнездо, в котором не переставляют корпуса, сдерживает работу матки, превращает современный многокорпусный улей в первобытную неразборную колоду. Кроме того, нижний корпус, если его систематически не поднимать наверх, пчелы забивают пыльцой. Они ее складывают обычно возле расплода и внизу, под расплодным гнездом, стараясь окружить расплодную зону. Для матки эта часть гнезда становится малопригодной.

Перемена корпусов — прием двойного действия: он усиливает рост семьи и одновременно отдаляет роение — растущие семьи, постоянно располагающие достаточными свободными площадями для матки, почти не роятся.

Перемещать корпуса необходимо через каждые 10— 12 дней, поддерживая этим достигнутый маткой темп яйцекладки, не допуская его снижения. После заполнения корпусов расплодом, медом и пергой гнездо расширяют третьим корпусом. Ставят его сверху. Больше корпуса местами не меняют.

Трехэтажный дом обычно занимает хорошая семья во время цветения садов. С них пчелы собирают много нектара и пыльцы. Свежий корм стимулирует воспроизводительную активность семьи и ее усиление.

Возможно, Вас также заинтересует:



Отправить статью по E-mail: Отправить
Сопроводительный текст:


  • Шабаршов И.А. Пчеловодство: учебное пособие для 10 - 11 классов. - М.: Просвещение, 2005. www.prosv.ru/ Издательство "Просвещение"