Версия для PDA

Поиск
Новые статьи
Реклама



Главная ::: Пасека ::: Весна-лето пасеки ::: Планирование и организация перевозок пчел



Добавить статью.


! Если Вы заметили ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter для отправки администратору.



Планирование и организация перевозок пчел

Версия для печати Сохранить в формате PDF Сохранить в формате RTF Сохранить в формате HTML Отправить статью по электронной почте


Перевозка пчел на медосбор применяется человеком с древнейших времен. Еще в Древнем Египте пасеки из примитивных ульев передвигались на плотах по Нилу для использования разновременно цветущих массивов медоносных растений. Однако особенно важное значение перевозка пчел на медосбор и опыление сельскохозяйственных культур приобретают при интенсификации пчеловодства. Трудно указать на какое-нибудь другое мероприятие в пчеловодстве, которое за короткий срок при сравнительно небольших добавочных затратах труда и средств давало бы такой эффект, как правильная организация перевозки пчел на разновременно цветущие массивы медоносных растений. Такая перевозка пчелиных семей весной перед медосбором и при подготовке их к зимовке способствует их усилению; необходима она и для лучшего сбора нектара в период главного медосбора, а также для эффективного опыления пчелами сельскохозяйственных культур.

Как уже отмечалось, пчелиная семья потребляет в течение года 100 кг поддерживающих углеводистых и до 20-25 кг белковых кормов. При стационарном пчеловодстве для получения товарного меда (чаще всего не более 1 5-20 кг) используют обычно один медосбор. При организации же кочевки для получения товарного меда можно использовать массивы разновременно цветущих медоносных растений, в результате чего за несколько медосборных периодов можно удвоить или утроить выход товарного меда почти при тех же затратах поддерживающего корма. Таким образом, доля товарного меда в общей медовой продуктивности семьи повысится с 1Д до 1/2 и более.

Перевозка пасек дает большой экономический эффект и в районах. Дальнего Востока, Сибири, Алтая, богатых естественной медоносной флорой, и в зоне интенсивного земледелия, где основным источником медосбора являются сельскохозяйственные культуры, а также в горных районах с характерными вертикальными природными поясами развития и цветения медоносов.

Правильно организованная кочевка пасек - одно из важных и обязательных мероприятий при производстве продуктов пчеловодства. Не менее существенное значение имеет кочевка с пчелами для опыления ими сельскохозяйственных культур в южных районах интенсивного земледелия и для матковыводных и пчелоразведенческих пасек в низменных и предгорных районах. Пасеки здесь в течение сезона перевозят 4-5 раз.

Следует отметить, что иногда возникает необходимость срочной перевозки пчелиных семей на новое место, чтобы спасти их от возможной гибели при обработке ближайших угодий ядохимикатами в целях борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.

Подготавливать пасеки к перевозке нужно заблаговременно. Если ульи на пасеках не приспособлены для перевозки, то лучше всего заняться этим еще зимой, когда у пчеловода много свободного времени. Следует устроить вентиляцию в крышах ульев или подготовить кочевые сетки, а также разделители рамок, если они лишены постоянных разделителей, приобрести ремни или ленты для закрепления отдельных деталей ульев, заготовить поддоны или контейнеры для группового размещения и перевозки ульев, отремонтировать кочевые будки и необходимое оборудование к ним. Заблаговременно нужно составить конкретный план размещения пасек и последующих перевозок пчелиных семей, получить разрешение на установку пасек на новом месте и ветеринарное свидетельство о санитарном состоянии пчел. Перед отправлением пчел в район кочевки пчеловод должен выехать туда заранее, чтобы выбрать места для размещения пасек. При этом следует исходить из медосборных возможностей местности, состояния дорог, наличия источников питьевой воды, расположения и состояния ближайших пасек. На новом месте пасеки одну от другой располагают на расстоянии не менее 2-3 и 5 км от пасек других хозяйств. Нельзя ставить ее на «перелете», т. е. на пути лета пчел ранее поставленных пасек, так как пчелы более отдаленной от источника медосбора пасеки, возвращаясь домой при внезапной перемене погоды, будут оставаться на пасеке, стоящей на «перелете».

Для эффективного использования медосбора не следует размещать в одном месте слишком много пчелиных семей. При обильном медосборе с таких сильных нектароносов, как липа, кипрей, на одном месте можно ставить 120-1 50 семей, при среднем (эспарцет, подсолнечник, гречиха) - 75-100 семей, при сравнительно слабом с разнотравья - 40-50 пчелиных семей.

При перевозке пасек на опыление сельскохозяйственных культур пчелиные семьи размещают согласно рекомендуемым нормам. Кочевка с пчелами может быть организована в пределах землепользования одного хозяйства или района, возможна также межрайонная и межобластная перевозка пчел и, наконец, сверхдальняя — межзональная.

Заслуживают внимания перевозки пчел зимой из центральных и северных областей на юг с целью сохранения пчелиных семей при их неблагоприятной зимовке или для создания условий более раннего развития семей. Перевозки пчел зимой (февраль) открытым автотранспортом на расстояние 1500-2000 км вызывают не только гибель пчелиных семей, но и отход пчел, способный ослабить семьи и снизить их дальнейшее развитие. Зимой при транспортировке пчелы не покидают гнездо семьи и не замерзают на дне улья, что дает возможность перевозить их на большие расстояния в этот период. Перевозить пчел зимой на юг целесообразно за 1,5-2 месяца до окончания зимовки. За это время произойдет смена пчел, и семьи начнут максимально развиваться, что позволит приступить к более раннему выращиванию трутней и выводу плодных маток, увеличить численность пчелиных семей и их силу, а при обратной перевозке в апреле и успешно использовать раннецветущие медоносы. Затраты на транспортировку пчел на юг и обратно составляют не более 20% от их стоимости при условии перевозки от 100 и выше пчелиных семей и легко окупаются сохранностью пчел и дополнительной продукцией, полученной от перевозимых пчелиных семей.

Подготовка и перевозка пчелиных семей

Наиболее распространена и проста транспортировка пчелиных семей на близкие и средние расстояния (от 5-10 км до нескольких сот километров) на грузовых автомашинах. Иногда при плохих дорогах для этой цели используют тракторные прицепы. Подготавливать пчелиные семьи к перевозке следует заблаговременно, чтобы при подаче машины не задерживать погрузку ульев. Особенно тщательно это надо делать при появлении в семьях большого количества расплода и пчел и в период жаркой погоды. Из ульев удаляют тяжелые медовые рамки со свежими сотами. При отсутствии постоянных разделителей между рамками вставляют деревянные брусочки сечением 1 5 х 1 5 мм и длиной 120-150 мм. Если гнездовое отделение улья полностью занято пчелами, то для увеличения объема на улей ставят магазинную надставку или лишний корпус (желательно с пустыми сотами). Сверху улей закрывают металлической сеткой, вмонтированной в деревянную раму, или мешковиной. Если крыши ульев приспособлены для создания надрамочного пространства и снабжены вентиляционным приспособлением, то можно обходиться без постановки пустой надставки и металлической сетки.


Постоянные (а) и временные (б) разделители дли рамок с сотами
Постоянные (а) и временные (б) разделители дли рамок с сотами

Все части улья надежно скрепляют друг с другом специальными скрепами или хомутиками, чтобы во время погрузки и перевозки они не сдвинулись. Хорошие результаты дает использование прорезиненных лент, применяемых на транспортерах (выбракованные ленты режут на полоски шириной 4-5 см). Обхватив такой лентой улей, ее стягивают и закрепляют с помощью специального крючка. За рабочий день пчеловод с двумя помощниками может скрепить около 400 ульев. По окончании лета пчел перед погрузкой все летки на глухо закрывают задвижками. Закрывать их металлической сеткой не следует, так как пчелы, стремясь выйти из улья, беспокоятся и забивают леток, что вызывает лишние потери.

На машину ульи грузят по возможности рамками поперек кузова в несколько рядов и крепко завязывают веревками. В зависимости от объема ульев, тоннажа машины и размера кузова в машину можно погрузить от 25-30 до 1 50-160 и более пчелиных семей.

Перевозить пчел на автомашинах лучше всего ночью или ранним утром (на близкое расстояние). В прохладную пасмурную погоду пчелиные семьи можно транспортировать и в дневное время.


Приспособление для натягивания и закрепления ленты на улье
Приспособление для натягивания и закрепления ленты на улье

Прибыв на новое место и расставив ульи, открывают летки, тем самым пчелам даютоблететься. Если нет ориентиров (отдельные деревья, кустарник), то возможны залеты пчел в чужие ульи. Обычно часть пчел из семей, находящихся в задних рядах, залетает в ульи, стоящие в передних рядах. Залетов бывает меньше, если ульи на новом месте расположить в таком же порядке, как они стояли до перевозки, или сократить число рядов на новой стоянке. Затраты труда на перевозку можно значительно уменьшить, если использовать специальные приспособления для погрузки и разгрузки ульев.

На дальние расстояния пчел перевозят также по железной дороге, авиационным и водным транспортом. Подготавливают пчелиные семьи к транспортировке так же, как и при перевозке их автомашинами.

Подготовка пчелиных семей к кочевке и перевозка их обычным способом требуют больших затрат ручного труда. Производительность труда пчеловодов намного возрастает при механизации этих работ и применении контейнеров. Для погрузки и разгрузки контейнеров с ульями используются или погрузчик-гидрокран, установленный впереди кузова автомашины, который может грузить ульи как в свой кузов, так и в кузов другой машины, или автомобильный кран.

Представляет интерес перевозка пчелиных семей в дневное время. В таких случаях необходимо сверху гнезд в ульях создать 1 2-15 сантиметровое пространство, при этом ульи на автомашине расставляют та к, чтобы встречный ветер продувал не только наружные ряды, но и пространства между ульями внутри кузова. Важно также, чтобы в жаркое время машина в пути не останавливалась, так как прекращение обдувания ульев встречным ветром может привести к резкому повышению температуры внутри гнезд и к побели расплода и пчел. При вынужденной остановке ульи нужно снять с машин и открыть летки.


Погрузка контейнеров с ульями автокраном
Погрузка контейнеров с ульями автокраном

В последние десятилетия, особенно в южных районах, широкое распространение получило содержание пчелиных семей в павильонах и на платформах, позволяющих без особых затрат осуществлять перевозку пчел и тем самым создавать им наиболее благоприятные условия для развития и продуктивности.


Отправить статью по E-mail: Отправить
Сопроводительный текст:


  • Черевко Ю.А., Аветисян Г.А. Пчеловодство. - М.: АСТ: Астрель, 2007. www.ast.ru/ Астрель