Голос улья

Натуралистов, ученых и пчеловодов всегда поражала слаженность жизни медоносных пчел, сотрудничество особей при выполнении неотложных работ, быстрота обмена информацией, их трогательная взаимопомощь, необыкновенный порядок в гнезде.

Как же достигается и поддерживается высокий уровень организованности в многотысячном скоплении насекомых?

Сейчас в какой-то степени расшифрован сложный, многоканальный язык медоносных пчел. Это язык звуков, запахов, жестов, телодвижений.

Подойдите поближе к улью, и вы услышите шум семьи, глухой, ровный, единоголосый. Подобен он звуку кипения или отдаленному пению телеграфных проводов на ветру. Это звук повседневного пчелиного труда.

Чуть стукните пальцем по улью, и мгновенно последует строгий, настороженный, дружный отклик потревоженных и готовых к защите гнезда насекомых. Это звук опасности и гнева. Стоит только повторить стук, как у летка высыпет куча решительно настроенных пчел и бросится на нарушителя.

Расстроенный, многоголосый, не скоро смолкающий при беспокойствах — толчке, стуке, окуривании дымом — шум, из которого то в одной, то в другой стороне гнезда выделяются жалобные попискивающие голоса, говорит о неблагополучии в семье. Таков голос безматочной, обреченной семьи. Если открыть гнездо, то можно увидеть необычную суету и торопливое беганье пчел, на сотах они сидят рассыпанно, а не близко друг к другу, нет ни яиц, ни расплода, ни новых построек сотов. Все это подтверждает, что в семье нет матки.

В едином монотонном гуле пасеки можно выделить звуки занятых добычей корма быстро пролетающих рабочих пчел, встревоженных пчел-часовых, оберегающих свое добро, трубящий бас играющих трутней. Значит, пасека живет своей нормальной жизнью.

В роевую пору, когда из-за непогоды задерживается выход роя, можно различить так называемое пение маток — старой и молодой — потрясающее явление в жизни медоносных пчел. Сильные, резкие, односложные звуки матки-хозяйки «пи-и-и-и-и-пи-пи-пи», хорошо слышимые даже в нескольких шагах от улья, содержат угрозу претендентке.

Это вызов на битву. Ведь в одной семье две матки не живут, даже если они кровно родные. А ведь в самом начале формирования семьи медоносных пчел в ней было много маток. В процессе эволюции органы размножения этих маток развивались, усиливались в своем действии и совершенствовались. Наступил такой этап, когда каждая матка могла создать семью большой численности, способную к самостоятельному существованию. Между матками возникла конкуренция и вражда, инстинктивное стремление главенствовать и быть единственной в семье. Этот инстинкт закрепился в поколениях и стал врожденным.

Высокий тон сигналов «пи», при каждом пении настойчиво повторяющийся до двадцати раз, и быстрое перемещение матки по гнезду в поисках соперницы говорят о сильном возбуждении и решительности матки-хозяйки. На ее угрозы и вызов отвечает молодая, полная энергии и силы матка, пока еще находящаяся в маточнике-колыбели под контролем и защитой пчел. Своими приглушенными «ква-ква-ква» она принимает вызов и подтверждает, что также готова к единоборству. Матки будто переговариваются, притом почти никогда не перебивая друг друга. Рабочие пчелы спокойно реагируют на эти призывные воинственные угрозы, лишь только чуть затихая. Сгрудившись, они не допускают схватки.

Пение маток особенно отчетливо раздается в предвечерней тишине. Это сигнал и пчеловоду: завтра выйдет новая семья — рой, надо подготовиться к тому, чтобы не упустить его. А непосредственно перед выходом роя можно услышать резкие трубные короткие звуки — условный знак роения, по которому роевые пчелы спешно покидают улей.

Много и других сигнальных звуков у пчел, которые можно уловить с помощью высокочувствительных приборов. Но эти звуки пока не разгаданы и продолжают оставаться тайной.


  • Литература: Шабаршов И.А. Пчеловодство: учебное пособие для 10 - 11 классов. - М.: Просвещение, 2005. www.prosv.ru/ Издательство "Просвещение"

  • © , 2007 - 2024 г., //www.medoviy.ru