Пчелы - насекомые общественные

Медоносные пчелы живут большими семьями, сообществами. Их, как шмелей, муравьев и ос, которые также живут общинами, называют общественными насекомыми.

В семье медоносных пчел, как и в каждой семье, есть и родители и дети. У большинства общественных насекомых, в том числе и у пчел, основатель семьи — самка. Семья пчел состоит из матери — матки и ее детей — рабочих пчел и трутней. Все ее члены, таким образом, единоплеменны, находятся между собой в очень близком кровном родстве.

Каждая семья пчел живет сама по себе, независимо от других семей, даже если они и соседи, ревниво и строго оберегает свою индивидуальность и самостоятельность.

Семья семье, говорят пчеловоды, в долг не дает. Такое поведение вырабатывалось у пчел в процессе их многовекового развития: выживали только такие семьи, которые могли заготавливать и оберегать большое количество корма, а слабые, с плохой наследственностью и низкой работоспособностью, неспособные себя прокормить и создать запасы, погибали. Этот принцип жесткого естественного отбора действует по-прежнему неумолимо и у современных медоносных пчел.

Много миллионов лет назад медоносные пчелы, как полагают ученые, жили не семьями, а в одиночку. Общественный, социальный уклад жизни сложился в процессе очень длительной и сложной эволюции.

В связи со значительным похолоданием, наступившим на Земле, пчелы, у которых не выработалось свойство накапливать в организме большое количество резервных веществ и впадать в зимнюю спячку, начали группироваться. Ведь вместе теплее, да и по силам выполнять любые работы. Это объединение не было случайным, а носило семейный характер. Дети перестали покидать родительское гнездо и оставались с матерью. Постепенно семьи увеличивались в размере, а когда становились излишне большими, делились. Образовывались новые семьи — рои.

Теперь пчела уже не может жить в одиночку. Оказавшись вне семьи, даже если у нее будет много корма, она очень скоро, буквально через несколько часов, умирает, преждевременно растратив свой жизненный лимит.

Пчела-труженица
Пчела-труженица

При похолодании одна пчела не может сохранить необходимую температуру тела и коченеет, а в группе, особенно большой, даже при сильных морозах пчелы спокойно зимуют.

В полете
В полете

В самом начале процесса образования семьи каждая пчела клала яйца, выращивала потомство, добывала корм. Не отличались пчелы друг от друга ни внешним видом, ни жизненными функциями. Потом из семьи выделились более плодовитые пчелы, которые стали только класть яйца, — матки. Все другие заботы: добыча корма и воспитание потомства — расплода — легли на остальных членов сообщества. Они потеряли способность класть яйца. Таким образом произошла специализация пчел. Вид обогащался полезными признаками. Этот процесс длился миллионы лет. Пчелы настолько приспособились жить вместе, что приобрели свойства и качества, полезные в первую очередь всему сообществу.

В большой пчелиной семье в период ее наивысшего развития бывает 70—80 тысяч насекомых. Чтобы такое огромное скопление насекомых могло существовать (обеспечивать себя кормом, поддерживать в гнезде необходимый порядок и экологический режим, создавать тепло в холодное время года), каждый член семьи должен иметь свои обязанности и выполнять определенные работы. Общими усилиями семья формирует особую среду обитания, независимую от наружной, окружающей.

Откройте гнездо пчел, и вы увидите в нем непрерывное движение чем-то занятых, копошащихся насекомых. Одни хлопочут над ячейками с личинками, другие надстраивают соты, а многие соприкасаются друг с другом хоботками. Кормовые связи, когда одна пчела делится пищей с другой, очень широко распространены в семье. Между пчелами днем и ночью идет обмен питательными веществами. Молодые передают корм вместе с гормональными веществами старым и тем поддерживают их энергию и активность.

Семья медоносных пчел — это не случайное скопление насекомых, а строго организованный по особым законам биологический объект.

Пчеловоду приходится иметь дело не с отдельной пчелой, а с коллективным организмом — семьей пчел, ее жизнью и поведением.


  • Литература: Шабаршов И.А. Пчеловодство: учебное пособие для 10 - 11 классов. - М.: Просвещение, 2005. www.prosv.ru/ Издательство "Просвещение"

  • © , 2007 - 2024 г., //www.medoviy.ru