Прививка личинок на маточное воспитание

Вечером накануне прививки личинок на маточное воспитание от семьи отбирают матку и весь открытый расплод; из рамок с закрытым расплодом оставляют только те, в которых при самом внимательном осмотре не обнаружено ни яичек, ни ячеек с открытым расплодом; если таких рамок не окажется, отбирают и весь печатный расплод (это делается для того, чтобы лишить семью возможности заложить маточники на своих личинках). Семье добавляют столько меда, чтобы в гнезде было не менее 8 кг кормовых запасов, в том числе 1—2 медо-перговые рамки.

Гнездо сокращают настолько, чтобы пчелы заполняли все улочки и подрамочное пространство и покрывали внутренние стенки диафрагмы.

Примерно через 12 часов осиротевшей семье дают племенных личинок на маточное воспитание, а через сутки после этого возвращают 2-3 наиболее заполненные закрытым расплодом рамки.

Наличие в гнезде расплода благоприятно отражается на регулировании пчелами теплового режима, необходимого для нормального развития маточных личинок.

Следующий осмотр гнезда семьи-воспитательницы проводят через 1-2 дня после подстановки ей рамок с расплодом - делается подсчет личинок, принятых на воспитание. Одновременно с этим уничтожают маточники, заложенные пчелами на открытых личинках, случайно оставшихся в рамках подставленного расплода.

Порядок размещения рамок с личинками в гнезде семьи-воспитательницы

Перед тем как поставить в семью-воспитательницу рамки с привитыми личинками, гнездо собирают так, чтобы по краям были расположены рамки с кормом, а в середине — с печатным расплодом. Среди рамок с расплодом оставляют 1 или 2 свободные улочки. В этих улочках (колодцах) накапливается много пчел, что важно для воспитания личинок. Гнездо сокращают так, чтобы при обычном распределении пчел на 11 улочках они заняли 9 улочек.

Маточные рамки нельзя ставить рядом, они должны быть отделены друг от друга рамками с печатным расплодом.

Гнездо семьи-воспитательницы собирают в середине улья, ограничивают диафрагмой, утепляют.

Выполнение работ после постановки прививочной рамки в гнездо

На второй день после постановки в семью личинок нужно проверить их прием и отстройку маточников. Если семья-воспитательница не приняла личинок, то следует осмотреть гнездо этой семьи. Обнаружив свищевые маточники на случайно оставленных личинках, их уничтожают и дают новую рамку с личинками.

Через 5 дней пчелы запечатывают маточники. Примерно на 10-й день после постановки личинок необходимо либо изъять из семьи-воспитательницы зрелые маточники для их использования, либо каждый маточник заключить в маточную клеточку.

Клеточки с маточниками помещают в специальную рамку, которую можно ставить в центре гнезда семьи-воспитательницы или другой безматочной семьи.

Количество поставляемых на воспитание личинок на одну семью-воспитательницу

Ранней весной семье-воспитательнице поручают не более 30, а летом — не более 40 племенных личинок. После отбора первой партии можно давать вторую, а иногда и третью партию привитых мисочек. После этого в семью возвращают матку.

Питание и подкормка семьи-воспитательницы

Чтобы семья-воспитательница лучше вскармливала личинки и было больше получено полноценных маток, ее следует подкармливать. Подкормку начинают заранее, за 7 дней до передачи личинок на воспитание, и продолжают до запечатывания маточников (всего в течение 12 дней). Во время воспитания личинок семье дают 200-300 г медо-перговой массы или 600-800 мл сахарного сиропа ежедневно.

При внезапном прекращении медосбора подкармливать семьи-воспитательницы при выведении маток сахарным сиропом в чистом виде малоэффективно. Положительный результат дает подкормка сахарным сиропом с белковыми добавками, например с молоком (50% воды в сиропе заменяется молоком). Давать подкормку лучше в промежутке 8-13 часов (подкормка в такое время активизирует пчел на поиск нектара и пыльцы).


  • Литература: Гребенников Е.А. Все о меде. - Мн.: Книжный дом, 2005. www.interpres.ru/ Интерпрессервис

  • © , 2007 - 2024 г., //www.medoviy.ru